О финансовой несостоятельности Украины
Продолжая вкладывать многомиллиардные суммы в поддержание функционирования украинского государства, западные страны во главе с США готовы пожертвовать многим, по всей видимости, в т.ч. и благосостоянием своих налогоплательщиков, ради лицемерной поддержки киевского режима. Однако наряду с этим стали всё чаще звучать голоса тех немногих европейских политиков, которые не спешат мириться с необоснованными финансовыми расходами Евросоюза в ущерб собственным национальным бюджетам.
Удивительным образом, государства, и без того пострадавшие за последние годы от той же пандемии коронавирусной инфекции, сейчас отошли на второй план в распределении дотаций от ведущих финансовых институтов, прежде всего МВФ и Всемирного банка. Бросаются в глаза и очевидные двойные стандарты, присущие, в частности, тому же МВФ, который десятилетиями избегал предоставления дотаций вовлеченным в конфликты странам, но для Украины, разумеется, сделал исключение, приняв к тому же в спешном порядке новые правила финансирования, позволившие предоставить Киеву кредит на 15,6 млрд долл. – на сегодняшний день Украина является третьей в списке самых крупных заёмщиков фонда.
Роль одного из главных финансовых доноров этой страны взял на себя и Брюссель. Под громкие лозунги о евросолидарности Евросоюз и подконтрольные ему финансовые институты выделили украинским властям более 17 млрд евро в виде грантов и кредитов, в т.ч. 5 млрд евро в рамках программ макрофинансовой помощи (МФП). К слову, по этому показателю Киев снова стал лидером – это самый крупный объем МФП, которую ЕС когда-либо выделял третьим странам.
Европейские финансовые институты с самого начала специальной военной операции России на Украине заявляют о готовности поддерживать киевский режим «столько, сколько потребуется». По данным Еврокомиссии, по состоянию на март 2023 г. объем ассигнований, обещанных Украине в рамках общего содействия со стороны ЕС, его стран-членов и подконтрольных ему финансовых институтов, составил 37,8 млрд евро. Не трудно подсчитать, что эта сумма, в которую включен и широко разрекламированный пакет помощи в 18 млрд евро, одобренный Евросоветом в декабре 2022 г., более чем в два раза превышает финансирование Киева за предыдущие семь лет.
С учетом того, что наиболее значительную часть указанных выплат (порядка 25 млрд евро) планируется выделить в форме «льготных» кредитов, Брюссель, несомненно, будет увязывать финансовые транши с требованиями от Киева выполнять дополнительные условия ЕС. К таковым, в частности, относятся проведение внутренних реформ по «демократическим» лекалам, разработка обновленного законодательства при прямом участии есовских экспертов, внедрение западных технических стандартов и правовых норм. Помимо прочего, планируется осуществлять мониторинг «прогресса Украины» в вопросах обеспечения структурных реформ, надлежащего управления и верховенства закона, в т.ч. проведения комплексной реформы правоохранительных органов и судебной власти.
В этом контексте важно понимать, что долговое бремя Украины растет в геометрической прогрессии – по состоянию на 28 февраля 2023 г. показатель госдолга достиг 116,01 млрд долл., при этом доходная часть бюджета лишь на треть состоит из собственных источников, оставшаяся – это иностранные кредиты и гранты. Так, по расчетам Кильского университета мировой экономики от января 2023 г., из 30,32 млрд евро обещанных Украине на тот момент средств около 29 млрд евро представляли собой займы. В то же время, по оценкам МВФ, в месяц страна нуждается во внешних вливаниях размером 3-4 млрд долл., что существенно превосходит финансовые возможности,в частности, всего ЕС. Не остается сомнений, что выделение новых финансовых траншей будет становиться всё большей проблемой для есовской экономики. Представляется совершенно очевидным и то, что в текущих условиях добросовестное выполнение Киевом взятых на себя обширных обязательств с учетом процветающей там коррупции – невозможно, а значит в обозримой перспективе бремя чрезмерной закредитованности Украины ляжет не на киевские власти, а на простых жителей европейских стран.